В рамках панели «Национальные и ведомственные проекты» Форума «Цифровизация ‒ 2019» состоялась дискуссия «Умный город»

В качестве модератора секции выступил Заместитель директора Центра компетенций НТИ на базе МГУ по большим данным Сергей Тростьянский.

Сергей Тростьянский обратился к участникам встречи со вступительным словом: «Умный город это важная для нас тема не только потому, что она связана, в том числе, с технологией больших данных, но и потому, что мы (Центр компетенций НТИ на базе МГУ по большим данным) выполняли и продолжаем выполнять ряд аналитических работ, связанных с тематикой умного города».

Заместитель председателя Московской городской Думы, Председатель Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике, депутат Степан Орлов отметил: «XXI век становится веком мегаполиса. Мегаполис становится драйвером экономического роста, научного, культурного... Растет население крупных городов, и, безусловно, от того, как развиваются города, какие сервисы они предлагают своим жителям, как развивается информатизация и технологии, зависит и общий цифровой облик нашей цивилизации «...» Мы имели возможность учесть опыт столиц других стран, крупных городов России и СНГ, и смогли совершить определенный рывок». Спикер отметил, что переломным годом для развития Москвы стал 2001 год, когда был принят закон, регулирующий деятельность информационных ресурсов столицы. Эксперт уточнил, что данный документ был значительно усовершенствован по сравнению с аналогичным федеральным законом от 1995 г. В том же году была разработана концепция движения Москвы к информационному обществу. В 2002 г. началась разработка программы «Электронная Москва», на смену которой в 2011 г. пришла программа «Информационный город», которая затем была преобразована в «Умный город». «Поставлена была задача прихода информационно-коммуникационных технологий во все отрасли городской жизни, во все сферы: социальную сферу, здравоохранение, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, развитие информационной инфраструктуры и, конечно, предоставление государственных услуг», ‒ отметил докладчик. «Москва оказалась мегаполисом, наиболее готовым к внедрению электронных технологий», ‒ добавил он.

Спикер сослался на результаты опроса, согласно которым 92% опрошенных москвичей заметили улучшение жизни с развитием цифровых технологий, а больше всего жители столицы ценят цифровые технологии за экономию времени (87%) и доступность с любых устройств (76%). 69% горожан обращают внимание на простоту поиска и выбора услуг, 40% отмечают возможность экономии денег благодаря внедрению электронного документооборота, 33% считают, что традиционные услуги стали более интересными. Степан Орлов рассказал, что более 8 млн граждан в Москве пользуются электронными государственными сервисами, а за 2018 г. в электронном виде было подано свыше 304 млн заявок на оказание тех или иных услуг. Докладчик отметил, что за время работы Электронного документооборота в Правительстве Москвы было создано более 100 млн документов. Также он сообщил, что ежедневно 2 900 000 пользователей Электронного документооборота создают около 50 000 документов и 75 000 резолюций.

Далее эксперт рассказал о правительственном портале «Активный гражданин», который стал инструментом взаимодействия между гражданами и органами городского самоуправления. «"Активный гражданин" ‒ это платформа, позволяющая принимать решения путем открытого голосования, принять участие в котором можно через сайт и мобильное приложение», ‒ пояснил Степан Орлов, добавив, что на сегодняшний момент на портале зарегистрировано более 2 000 000 человек, проведено 4 тыс. голосований, более 1.9 тыс. решений воплощены в жизнь (остальные находятся на стадии реализации).

Затем Степан Орлов описал Государственную Единую медицинскую информационно-аналитическую систему города Москвы (ЕМИАС), в которой представлены данные о 4500 специалистов, 660 медучреждениях, 23 тыс. медицинских работников и 8,9 млн пациентов. В 2013 году Проект ЕМИАС был признан «Самым масштабным проектом в здравоохранении» по итогам ежегодного всероссийского конкурса «Лучше 10 ИТ-проектов для госсектора 2013».

Далее докладчик охарактеризовал городскую систему видеонаблюдения ‒ государственную информационную систему для сбора, обработки и хранения видеозаписей с камер, установленных в городе. Система предназначена для повышения качества жизни населения Москвы и обеспечения его безопасности. Город располагает более, чем 173 тысячами камер, благодаря которым существенно облегчается расследование более 70% преступлений. По словам Степана Орлова, в 2018 году система помогла раскрыть 3500 преступлений (в том числе, особо тяжких).

В завершающей части доклада Степан Орлов рассказал о действующих сегодня в Москве информационных технологиях в сфере ЖКХ, коими являются Автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР), Автоматизированная система управления «Единый информационно-расчетный центр» (АСУ ЕИРЦ), Единый диспетчерский центр, система контроля коммунальной техники на базе Глонасс а также интегрированная информационно-управляющая система наружного освещения (ИИУСНО).

Виталий Петрик (Директор по системной архитектуре, Русатом Инфраструктурные решения) представил доклад на тему «Проект создания цифровой платформы Томской области для обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития региона». Экспертом был проведен анализ практики применения мультиплатформенных рещений для реализации стратегий регионального развития. Им были изучены практики городов-лидеров: в список попали Сингапур, Лондон, Нью-Йорк, Вена, Барселона, Москва, Санкт-Петербурга, Екатеринбург, Саров. Для этого были использованы данные с датчиков, открытые данные, данные коммерческих агрегаторов. Госкорпорацией Росатом были изучены потребности регионов на основании опыта развития «атомных» городов. Взаимодействие корпорации и региона было выстроено на таких объектах, как ЗАТО Северск, ОАО «Сибирский химический комбинат», Северская ТЭЦ. Также предприятие заключило стратегическое партнерство с Томским политехническим университетом. ГК «Росатом» обладает масштабной научной и производственной базой, опытом развития новых продуктов и «неатомных» отраслей, возможностями обеспечения информационной и физической безопасности, а также собственной командой разработчиков.

Руководитель направления технологического консалтинга хранения и анализа больших данных НЦЦЭ МГУ Егор Шитов представил доклад «Умные города: мировая практика оценки уровня интеллекта». Эксперт рассказал о стандартизации в сфере умных городов, а также о траекториях их развития (первым этапом эволюции умного города является внедрение изолированных решений, затем в населенном пункте появляется первичная единая цифровая инфраструктура, которая далее трансформируется в интегрированную инфраструктуру). Докладчик сообщил, что основными задачами нацпроекта «Умный город» являются повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, а также создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Как сообщил Егор Шитов, в настоящее время существует 13 ключевых международных и отечественных рейтингов и стандартов в области умных городов, а также насчитывается более 700 различных индикаторов и показателей оценки развития умных городов. Докладчик также перечислил основные направления реализации проекта «Умный город»: таковыми являются городское управление, инновации для городской среды, интеллектуальные системы общественной безопасности, инфраструктура сетей связи, интеллектуальные системы экологической безопасности, умный городской транспорт, умное ЖКХ, туризм и сервис.

Руководитель проекта по разработке Индекса развития транспортного комплекса Центра НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Кривцова представила доклад «Индикаторы транспортного развития мегаполисов». По словам эксперта, транспортный комплекс является одним из ключевых секторов экономики современного города, а также важным инструментом достижения социально-экономических и других целей. Анна Кривцова отметила, что транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества. Именно этим, по мнению эксперта, обусловлена необходимость разработки интегральных индикаторов. Целью исследования Анны Кривцовой стала разработка методических подходов к построению интегрального индекса, всесторонне отражающего различные аспекты развития транспортного комплекса города. Апробация разработанных автором работы методических подходов проводилась на материале ведущих мегаполисов мира и крупнейших городов России. Анна Кривцова сделала следующий вывод: «Систематизация практических подходов показала, что на сегодняшний день не существует единой признанной методики построения индекса транспортного развития города». Как сообщает исследователь, индексы транспортного развития делятся на общие, специализированные и транспортные, при этом последних не так много, что указывает на актуальность дальнейшей работы по созданию новых индикаторов такого типа. Преимуществом индекса является возможность учета в равной мере интересов владельцев автомобилей, велосипедистов и пешеходов. По результатам проделанной работы были выявлены приоритетные направления транспортного развития мегаполиса: ориентация на развитие общественного транспорта, стимулирование активных способов передвижения и поощрение отказа от использования личных автомобилей, обеспечение безопасности и экологичности транспортной системы. Индекс развития транспортного комплекса был разделен Анной Кривцовой на четыре субиндекса: индекс качества транспортных услуг для населения, индекс доступности транспортных услуг для населения, индекс безопасности дорожного движения и воздействия транспорта на окружающую среду, а также индекс эффективности грузовой логистики. Эксперт сообщила, что в настоящее время Москва разделяет с Лондоном второе место среди ведущих мегаполисов мира по уровню развития транспортного комплекса, уступая Токио (еще в 2010 году столица России находилась лишь на восьмом месте в данном списке). По уровню развития транспортного комплекса среди крупных российских городов Москва лидирует, опережая Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Екатеринбург.

Д.т.н., проф. Светлана Прокопчина представила доклад на тему «Проект создания сети региональных интеллектуальных центров "Интеллектуальные сети ЖКХ"». Эксперт определила интеллектуализацию как использование знаний наряду с данными для получения выводов, решений (в том числе, управленческих), аудиторских оценок. Светлана Прокопчина подняла следующую проблему сбора данных: данные почти все являются неточными и неполными, кроме фактов. Фактов мало, и они уникальны. Поэтому необходимо определить оптимальную стратегию сбора данных, обратившись к опыту как правового поля, так и информационных технологий. Следует также понять, каким образом необходимо хранить и обрабатывать собранные данные. Эксперт подняла вопрос о необходимости новой, междисциплинарной математики. По словам Светланы Прокопчиной, сегодня основная проблема умного города состоит в смене парадигмы с получения данных на получение знаний.

Заместитель председателя Московской городской Думы, Председатель Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике, депутат Степан Орлов на Форуме «Цифровизация ‒ 2019». Фото ‒ Максим Часовиков, НЦЦЭ МГУ.


29.10.2019